Диггеры

Попробуем себя в роли диггеров и будем учиться не теряться под землей. Ты спросишь, с какой это радости ты можешь там оказаться? Ну, во-первых, диггерство как разновидность экстремального времяпрепровождения стоит далеко не на последнем месте в одном ряду с альпинизмом, сноубордингом, мотоспортом и прочими расколбасами. И не исключено, что в один прекрасный день твой друг предложит тебе сделать «заброс» в какое-нибудь заброшенное место. А во-вторых, в нашем непредсказуемом мире может произойти что угодно — вплоть до третьей мировой. Угадай, куда после ядерного удара побежит оставшаяся в живых часть населения? Правильно — в подземку. И в этом новом мире будет диктовать свои условия тот, кто первым сумеет приспособиться. Поэтому — изучай андеграунд, пока не поздно. Не исключено, что он может стать твоим будущим домом.


КТО ТАКИЕ ДИГГЕРЫ?
Всех людей, интересующихся подземельями можно разделить на несколько категорий, основываясь на классификации исследуемых объектов.

Группа «А» — это естественные пещеры. Здесь вотчина спелеологов, бородатых ученых, которых интересуют глубинные тектонические процессы.

К группе «В» можно отнести всевозможные рудники, шахты и штольни. Например, подмосковные Съяны, где в результате разработки известняка за двести лет образовалась обширная система катакомб. Здесь можно встретить кого угодно — от ученых-спелестологов (изучают искусственные подземные сооружения) до обычных туристов, которым в кайф бухать под землей.

Дальше идет группа «С» — подземная архитектура, представляющая исторический и археологический интерес (всякие там потайные боярские погреба, библиотеки, застенки времен Ивана Грозного).

Наконец, группа «D» — эксплуатируемые сооружения. Их исследование на западе зовется «Urban exploration», а у нас — диггерством (тоже, кстати, от английского «to dig» — копать). Научными исследованиями здесь, разумеется, и не пахнет, поскольку полными сведениями об этих сооружениях располагают те, кто их эксплуатирует. Поэтому диггерство — это чистый спорт, интерес которого заключается в том, чтобы пробраться туда, куда простым смертным вход заказан, и приоткрыть завесу тайны, окутывающей темную, подземную сторону жизни города.



ЗАКОН НЕ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ
Любой крупный город по своей структуре напоминает айсберг. Верхняя его часть — это дома и улицы. Здесь протекает жизнь, к которой мы все давно привыкли. «Подводная» же его часть представляет собой сложнейший лабиринт из линий канализации, коллекторов, коммуникационных тоннелей, теплотрасс, веток метро (как гражданских, так и засекреченных), бункеров, военных и стратегических объектов.
Естественно, всегда найдутся люди, которым все это до жути интересно. Достаточно выйти в Интернет и набрать слово «диггеры» в любом поисковике — тут же вывалится куча ссылок на соответствующие сайты. Такая инфа может быть либо безосновательным понтом, либо сомнительным литературным творчеством людей, «побывавших однажды в канализации». Настоящие диггеры, которые проникают на запретные объекты, никогда не афишируют своей деятельности. Проблем с законом у них и без того хватает. Достаточно однажды засветиться, оставить какой-нибудь след — и у тебя на хвосте уже сидят спецслужбы.




МЕТРО-2
Подземная транспортная система, предназначенная для связи правительственных объектов, военных пунктов и бункеров.

Официальное название системы — «Д-6».
Основная функция — готовность к эвакуации и хозяйственные перевозки. Первая ветка возникла в 1947 году и связывала Кремль с дачей Сталина в Матвеевском. В советский период Метро-2 находилось под ведомством 15-го управления КГБ. Сейчас — под управлением Службы специальных объектов Главного Управления специальных программ Президента. Диаметр тоннеля — 5,45 метров. Система однопутна. Рельсы утоплены в бетон (наподобие трамвайных), чтобы была возможность использовать в тоннелях и микроавтобусы. Используются также вагоны обычного метро, мотовозы и автодрезины.


Они будут прослушивать твои телефонные звонки, перехватывать электронную почту и узнавать обо всех твоих планах заранее. Так что профессиональным «копателям» приходится максимально изощряться, чтобы делиться друг с другом сведениями и открытиями. Откуда берутся данные? Для опытного подземщика достаточно просто пройтись по городу, чтобы вычислить тот или иной объект. Наметанный глаз сразу выделяет вентиляционные отдушины, верхушки эвакуационных лифтовых шахт (явный признак того, что здесь проходит ветка Метро-2), электрические узлы и прочие признаки подземной активности. Бывают и чисто случайные открытия: залезли из любопытства в подвал — а там дверь с решеткой и лестница глубоко вниз. Ага, значит, что-то здесь есть. Часто входы в подземелья располагаются под городскими фонтанами -многие из них построены еще в позапрошлом веке, и старинные водоводы уже давно были приспособлены для других, уже не столь банальных целей. Да и большинство канализационных сооружений из экономии являются по совместительству еще и путями проникновения в куда более интересные места. Главное — искать, наблюдать, делать выводы.

ПОДГОТОВКА
Итак, вход обнаружен. Но лезть в только что найденную дырку — чистой воды самоубийство. Обычно забросу предшествует разведка — собираются данные об объекте, тщательно обследуется место (на наличие потенциальных свидетелей и наблюдательных устройств), изучаются возможные пути отступления. Разведка нужна еще и для того, чтобы правильно подобрать экипировку и снаряжение.  Естественно, для подобных мероприятий и одежда должна быть соответствующая — такая, которую не жалко порвать или загадить до полной неузнаваемости. Приветствуются всевозможные наколенники, налокотники, перчатки, банданы. В идеале — шахтерская каска с фонариком (только не строительная — она болтается на голове и мешает обзору). Остальные детали обмундирования зависят уже от специфики конкретного объекта.

Часто входы в подземелья располагаются под городскими фонтанами — многие из них построены еще в позапрошлом веке, и старинные водоводы уже давно были приспособлены для других, уже не столь банальных целей.

Например, если предстоит путешествие через затопленные участки — неплохо бы взять с собой рыбацкие резиновые сапоги. В некоторых местах могут пригодиться респираторы и даже костюмы химзащиты. Конечно, таскать с собой все это весьма проблематично, поэтому и желательно по возможности выяснить, какие препятствия могут ожидать тебя внизу.
Что брать с собой?
Во-первых, надо позаботиться об освещении. У каждого члена группы должен быть свой фонарик с полным ремкомплектом. Здесь скупиться не стоит — лучше протаскать с собой лишнюю упаковку батареек, чем оказаться в кромешной тьме без малейшего понятия, что делать дальше. Не помешают также дозиметр (продается на митинском рынке), часы. Пригодится и что-нибудь для самообороны (хотя любое оружие может быть обращено и против тебя).
Из инструментов — иногда берут механический подъемник. Он идеально подходит для разгибания решеток (ножовка или болгарка — это долго и громко). Если предстоит забрасываться через люк, хорошую службу сослужит ломик или кусок арматуры. И еще с собой берут стандартный трехгранный ключ (проводницам — ремиз, ура!) — многие двери в подземельях непредусмотрительно заперты на такие вот примитивные замки.

ЗАБРОС
На вопрос «когда забрасываться?» ответ однозначен: естественно, ночью. И свидетелей мало, и шансы встретить под землей недружелюбных работников коммунального хозяйства (а также представителей доблестной милиции) стремятся к нулю. При спуске в люк его за собой обязательно закрывают. Если забрасываются через вентшахту — нельзя пользоваться лифтом, ибо шуму он наделает столько, что вязать тебя сбежится полсотни охранников.  Иногда приходится пилить вниз по служебной лестнице (этот спуск может занять несколько часов, а о подъеме и подумать страшно!). И еще — имей в виду, что в большинстве шахт дважды в сутки производятся профилактические спуски лифтов (обычно в 6 утра и 6 вечера). Впрочем, лифты эти проносятся так быстро, что разглядеть тебя на лестнице все равно не успеют. Зато там могут попадаться охраняемые проходные. В большинстве случаев охранник либо дрыхнет, либо смотрит телевизор. Если наткнешься на бдительного, придется затаиться и ждать «смены караула» — в этом случае у тебя наверняка будет пара минут, чтобы прошмыгнуть мимо КПП незамеченным.

ПОДЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ
Ну вот, спуск закончен. Но не вздумай расслабляться — теперь надо осмотреться и выбрать наиболее приемлемый маршрут движения. Под землей желательно не терять ориентации и иметь хотя бы какое-то представление о том, в каком направлении ты движешься (если не уверен в себе — возьми компас).
Еще очень важно прислушаться и принюхаться. Звуки могут дать важную информацию о том, что творится вокруг — можно услышать шум проезжающего поезда, голоса монтеров, звуки ремонтных работ, журчание воды, шорохи. О подземном запахе вообще разговор особый. Большинство коммуникаций не ремонтировалось еще с застойных времен, и многие из них страдают проблемами с вентиляцией и очисткой. Воздух здесь спертый, сырой, насквозь пропитанный гнилью.

Диггеры (в отличие от сталкеров) никогда не оставляют следов своего пребывания и никогда ничего не выносят из подземелий.

Таким запашком веет иногда из тоннелей на станциях метро, только здесь он гораздо более концентрированный. Но ничего — со временем принюхиваешься.
С кем можно встретиться под землей?
Да с кем угодно. Причем, любая встреча потенциально опасна. В основном — всевозможные слесаря-монтажники. Если ты путешествуешь на небольшой глубине (канализация, теплотрассы), то здесь есть небольшой шанс столкнуться с бомжами, уголовниками, сектантами, одичавшими собаками. Из них мало кто будет рад чужакам, особенно если ты застанешь этих персонажей за совершением обрядов или сокрытием следов преступления. Короче, как заслышишь шаги или голоса — прячься, линяй и не думай даже вступать в контакт.
На более глубоких (и более секретных) уровнях публика несколько другая.
Монтеры и охранники. И если первые могут тебя просто обматерить и сообщить «куда следует», то вторые обладают куда более широкими полномочиями. Могут избить, просто так, от скуки, а потом заковать в наручники и сдать тебя властям. Могут расстрелять (у них наверняка есть на это права) или обвинить по куче статей — от «хулиганства» до «шпионажа». Однако не стоит забывать, что мы живем в России, а возиться с тобой, а тем более с твоим трупом, никому не охота. Поэтому многие охранники только и ждут, чтобы им отвалили немного денег. Опытные диггеры всегда берут с собой под землю плотную пачку баблоса — откупаться.

СКРЫТАЯ УГРОЗА
Подземный мир враждебен сам по себе, даже без учета агрессивно настроенного населения. Погибель может таиться здесь на каждом шагу, за каждым новым поворотом. Вот некоторые из наиболее распространенных опасностей:
Электрокабели. В свежих отремонтированных тоннелях они опасности не представляют, но в заброшенных и полуразрушенных — очень даже. Прежде чем наступать ногой в лужу, надо убедиться, что в нее не спускаются обрывки проводов. А вдруг они не обесточены?
Скопления газа. Обычно их можно различить по характерному запаху, но за общей гнилостной вонью можно и не различить. Простой тест на наличие в воздухе метана: поджигаешь маленький кусок газеты, и если он не взрывается, а горит ровным пламенем, то поход можно смело продолжать.
Обвалы. Тоже не редкость. Единственное, что здесь можно посоветовать — не разговаривать громко и не кричать. Еще желательно, чтобы кто-нибудь из своих людей, оставшихся на поверхности, имел представление о том, куда группа направляется. Чтобы в случае невозвращения вовремя поднять тревогу.
Радиация. Можно наткнуться под землей на какую-нибудь свалку зараженных отходов и подхватишь солидную дозу. Утешает лишь то, что о таких «сюрпризах» предупреждают соответствующие знаки на стенах. Очень важно отслеживать указатели и предупреждающие таблички! Это не поверхность. Там, внизу, бестолковых предупреждающих знаков не бывает.
Флора-фауна. О крысах-мутантах речь, конечно, не идет, но и от укуса обычной крысы можно заразиться такой пежней что мало не покажется. Можно заиметь блох-клещей от местных собачек и кошечек. Не стоит также прикасаться ко всяким грибкам и мхам — можно случайно вдохнуть в организм вредоносные споры.
Хай-тек. Это уже из области диггерских баек. В особо охраняемых зонах наверняка установлены не только камеры, но еще и детекторы движения, инфрадатчики, датчики объема, лазерные сети, путанки и тому подобное. Некоторые рассказывают об автоматических пушках, расстреливающих все, что движется.

НАХОДКИ
Самая большая неприятность для диггера — наткнуться на гермодверь. Это значит, что дальше пройти невозможно. Гермодверь — это бронированный звуконепроницаемый шлюз, проникнуть через который можно, лишь зная шифр замка или имея в руках специальные ключи. У каждой гермодвери висит телефонный аппарат для переговоров с теми, кто находится по ту сторону. Разумеется, за такими шлюзами и находится самое интересное — военные бункеры или даже целые подземные города с жилыми отсеками, инфраструктурой, многолетними запасами еды и генераторами кислорода. Увидеть все это великолепие пока удавалось немногим. Зато в секретном метро побывали уже все, кому не лень. Говорят, что на его станциях стоят ряды совершенно бесхозных электровозов и электрических микроавтобусов. Садись и катайся ;)! Нет, конечно, этим заниматься никто не рискует (наверняка где-нибудь да загорится красная лампочка). Также нежелательно дергать рычаги и жать кнопки на неизвестных пультах управления, поворачивать вентили, дергать за провода, облокачиваться на трубы.
Диггеры (в отличие от сталкеров) никогда не оставляют следов своего пребывания и никогда ничего не выносят из подземелий. Хотя порой попадаются весьма интересные вещи — особенно, если исследуешь заброшенные многоэтажные подвалы под старыми советскими зданиями. В аккумуляторных отсеках можно найти нетронутые запасы кислот и щелочей, бывают комнаты, буквально заваленные стройматериалами, допотопными компьютерами, различными приборами неясного назначения, картами и чертежами…
Очень важно отслеживать указатели и предупреждающие таблички! Это не поверхность. Там, внизу, бестолковых предупреждающих знаков не бывает.

ПОСЛЕДНЕЕ НАПУТСТВИЕ
Не стоит воспринимать эту статью как руководство к действию. Если уж твердо решил стать диггером — наведи справки, заведи друзей-единомышленников, попробуй присоединиться к одной из уже существующих диггерских групп. И ни в коем случае не предпринимай никаких действий в одиночку. Поверь, нам очень не хотелось бы, чтобы ты был избит остервенелыми бомжами или захлебнулся в первой попавшейся цистерне с дерьмом.
Удачи! И не теряйся.

Станислав «Плаун» Акимов
Журнал «Хулиган»

Rambler's Top100