Флеш моб, грандиозный прикол

Флеш моб — это грандиозный прикол, в который устраивают сотни людей во всем мире. Фишка флеш моба в том, что в определеное время, в определенном месте внезапно, как бы случайно, возникает толпа. Затем толпа выполняет заранее оговореный план действий, чаще всего безумный и шокирующий. После этого толпа изчезает также быстро, как и появилась.



Первый флеш моб прошёл в Нью-Йорке в июне 2003. Тогда несколько сотен человек пришли в шикарный мебельный магазин, позвонил другу, подошли к ближайшему дивану и сказали — «вау, вот это диван», и ушли. Вскоре серия подобных мероприятий прокатилась по всему миру.

Flash mob — или, в переводе с английского, «мгновенная толпа». Относительно новый и стремительно набирающий популярность способ развлечься. Название не слишком хорошо передает суть явления.

Фантазия флэш-мобберов безгранична. Иногда они собираются в книжном магазине толпой в полторы сотни человек и просят у продавцов несуществующую книгу. Порой восторженно аплодируют непонятно чему в течение пятнадцати секунд и затем мирно расходятся по домам. Чего ради? Просто так!

Развлечение начинается с определенного веб-сайта. На нем организаторы мероприятия либо объявляют набор в участники, либо сразу вывешивают правила акции.
Первый вариант плох тем, что далеко не каждый посетитель захочет участвовать в том, правил чего он еще не знает. Также некоторый процент потенциальных участников отсеется, узнав, что же, собственно, предстоит делать. Второй вариант может привлечь внимание правоохранительных органов и/или прессы.

Открытый набор мобберов проводят, как правило, лишь новички. Во многих крупных городах мира уже сформировались группы, которые никогда не афишируют свои акции заранее. Да чего уж там – иногда стать участником флэш-моба можно лишь по приглашению, исходящему от одного из руководителей группы.

Для того, чтобы шутка удалась, мобберы должны действовать в определенной степени слаженно. Как правило, все участники сверяют свои часы по определенному эталону – либо по часам на каком-нибудь здании, либо согласно показаниям определенного интернет-сайта. Все мероприятие рассчитано поминутно!

Действо длится обычно четверть часа, не больше. Меньше – возможно. Эффект произведен, люди вокруг пытаются понять что к чему, а участники акции смеются про себя. Пора уносить ноги, пока окружающие не сообразили, что же это было!

Главные враги мобберов – это органы охраны порядка и журналисты. Флэш-моб нельзя отнести к несанкционированному митингу по той простой причине, что участники «безобразия» никак друг с другом не общаются и действуют максимально естественно. К ним никак нельзя придраться – почему, скажите, человек не имеет права 21 августа ровно в 19:24 по московскому времени, например, выйти на Красную площадь в валенках? Его личное дело! И не проблема, что в городе нашлось еще полсотни желающих сделать то же самое и в это же время.

Но во многих странах полиция активно борется с флэш-мобами. Большая толпа – это всегда определенная опасность. Недавно акция в английском Лидсе была отменена – по запросу полиции из интернета удалили сайт мобберов и почтовую рассылку, по которой участники оповещались о готовящемся мероприятии.

С журналистами ситуация другая. Представьте: вы предвкушаете реакцию гуляющих по центру Москвы на ваше дефиле в валенках. Выходите на площадь и… Вспышки камер вас ослепляют, кто-то сует к вам под нос диктофон. Собравшиеся зеваки (услышавшие об акции, скажем, из вчерашних новостей) с интересом наблюдают за толпой. Интерес пропадает, ведь сама суть флэш-моба – это неожиданность, случайность. Участникам не рекомендуется общаться друг с другом, с прессой или с любыми другими окружающими людьми. Зачастую даже никто не знает, что надо делать до самого последнего момента – буквально минут за пять до назначенного времени организаторы рассылают мобберам смс-сообщения с инструкциями.

Во время флэш-моба в Дублине участники собрались в четырех разных барах – а уж затем получили от немедленно скрывшегося организатора по листочку с напечатанными заданиями.



Когда и где появился флэш-моб – сказать сложно. Большинство интернет-сайтов упорно твердят, что придумали подобные розыгрыши в Нью-Йорке. Большой, знаете ли, вопрос! Если десяток школьников договорились подойти на одной перемене к нелюбимому учителю с одним и тем же глупым вопросом – это уже флэш-моб или еще нет? Если жители студенческого общежития решили в определенное время включить свет в определенных комнатах – чтобы на фасаде здания читалось неприличное слово – это флэш-моб? В общем, давайте остановимся на том, что если жители Нью-Йорка и не изобрели флэш-моб, то уж по крайней мере придумали этому явлению название.

Некоторые считают, что флэш-моб был всего один – тот самый, нью-йоркский, который принято считать первым. Все остальное – имитации.

Но каждое действие рождает противодействие. В Сети уже успел появиться проект «Антимоб». Его участники ищут совершенно противоположного эффекта. Они хотят, предварительно сговорившись, сделать так, чтобы многолюдное место в один прекрасный момент на несколько минут оказалось совершенно пустынным. Представьте центральную улицу вашего города в семь вечера без единого автомобиля – тогда поймете, о чем я.

Получило некоторую популярность и такое явление, как смарт-моб. Это тот же флэш-моб, только направленный на некоторые цели. Скажем, в условленном месте собирается толпа людей с приклеенными на спины листочками: «Нет войне в Ираке». Через пару минут толпа расходится. Или каждый из сотни снимает с себя футболку (конечно, под ней оказывается еще одна!) и отдает её в находящийся неподалеку пункт приема одежды для бездомных детей.

В последние года флэш-моб получил популярность во множестве стран.

Основные правила флэш-моб-акций

Не опаздывать

Старайтесь придти точно в указанное в сценарии время. И хотя очень многие сценарии допускают небольшое запаздывание мобберов, максимальный эффект создается лишь при «мгновенном» сборе толпы.

Не привлекать внимания

Это сложно. Каждый, кто хоть раз участвовал в акциях знает, каких усилий стоит держаться спокойно и непринужденно. И все-таки не обсуждайте предстоящий моб громко и прилюдно и не «светите» раньше времени реквизитом (если это возможно).

Не смеяться!

Лица прохожих, осознание абсурда, сама идея плюс немного нервного напряжения — и вот уже смех просто не остановить. А надо!

Не общаться с другими участниками моба, в том числе и с вашими знакомыми!

Даже если вы пришли в компании друзей, разойдитесь по одному, заранее договорившись где и когда вы встречаетесь после акции. Моб — мгновенный сбор незнакомых людей. В ином случае теряется главная прелесть.

Не создавать точечных скоплений до акции

Для достижения максимального эффекта необходимо создать ощущение, что толпа выросла ниоткуда. Даже несколько человек, стоящих рядом с Местом — вызывают ощущение организованности.

Не создавать причин для задержания вас сотрудниками правоохранительных органов

Знайте, что флэш моб — абсолютно законное мероприятие, но учитывайте, что большое количество людей всегда привлекает внимание милиции. Уважайте людей в форме и их работу. Поэтому надо:
1) Иметь при себе удостоверение личности
2) Быть трезвым и вменяемым
3) Не создавать открытых конфликтов
4) Не переступать грань закона и морали



Словарь моббера

В основном мобберы разговаривают на своём родном языке, но иногда для удобства пользуются специальными терминами для облегчения взаимопонимания. Поскольку Flash mob ещё совсем молодой, то и словарь пока маленький. В него входят самые необходимые слова для описания происходящего во время акций. С помощью обсуждений на форуме словарь будет постепенно пополняться.

FlashMob — (дословно — мгновенная толпа) — Новое Движение, которое имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории . На практике выражается в проведении массовых акций, лишённых всякого смысла.

FlashMob-акция — конкретное бессмысленное (и очень весёлое) мероприятие.

Моббер — человек любого пола, возраста, расы, вероисповедания и социального положения, который участвует во FlashMob-акциях.

Площадка — место проведения FlashMob-акции.

Сценарий — идея и план проведения FlashMob-акции.

Инструкции — дополнения к сценарию, содержащие точное время и место проведения акции, а также другую подробную информацию.

Маяк — специальный человек, находящийся на месте проведения некоторых FlashMob-акций, для того чтобы подать мобберам условный сигнал о её начале. В случае присутствия маяка, характер сигнала оговаривается в сценарии.

Камертон — часы, находящиеся в общественных или иных местах, по которым мобберы заранее синхронизируют собственные часы, для точного прибытия на площадку.

Прохожий — любой случайный наблюдатель акции, в том числе в помещениях. Милейший человек.

Кодовые фразы — фразы, используемы во время проведения некоторых акций, для осуществления сценарного замысла этих акций. В зависимости от сценария, кодовые фразы могут использоваться для ответов на вопросы прохожих, для контактов между мобберами и Маяком, а также для других целей.

Пингвин — мудак, который узнал о проведении акции и, вместо того чтобы участвовать в ней, стоит неподалёку и пялится на происходящее. (Не путать с прохожим).

Пробуем.ру