Основные сведения о маунтин-байках


 Выбор велосипеда – это мучительный процесс опроса профессиональных райдеров, экспертов, продавцов магазинов и велорынков, друзей и друзей друзей-байкеров, посетителей велосайтов и велоконференций. Чтобы облегчить ваши мучения, мы составили краткий обзор по горным велосипедам, в котором собраны основные сведения о маунтин байках. Вам останется лишь взвесить и распределить приоритеты бюджета и качества, цены и гарантий, брэнда и дизайна.

Что можно делать на маунтин байке или rлассификация велосипедов MTB/ATB (Multi Terrain Bike/All Terrain Bike)

Основное, чем занимаются люди на горном велосипеде, — получают удовольствие из смеси адреналина, страха, восторга, напряжения, утомления и расслабления. Получать удовольствие можно на разных по назначению MTB, занимаясь разными видами маунтинбайкинга:

Даунхилл (Downhill — скоростной спуск с гор)

Даунхилл – это спуск и подъем по горным дорогам и горному бездорожью, по голому склону и склону со всевозможными препятствиями в виде камней, ручьев, бревен и т. д. Поэтому даунхилльный байк – это, обычно, двухподвесной велосипед, с большим ходом подвески и двухкоронковой передней вилкой. Основная характеристика таких байков – надежность. Соответственно, они комплектуются наиболее прочным оборудованием и запчастями, невзирая на вес, зачастую превышающий 13-14 кг.

Параллельный слалом (Dual Slalom)

Это параллельный спуск двух спортсменов или любителей по специальной слаломной трассе, включающей в себя участки различной крутизны, резкие виражи и трамплины. Первый, кто преодолеет все препятствия и при этом объедет все вешки, проходит в следующий круг.

В большинстве своем, велосипеды для параллельного слалома — это хардтейлы или двухподвесы. Их должны отличать высокая надежность и малый вес. С этим, в частности, связана установка рам малых размеров и преимущественно гидравлических тормозов.

Триал (Trial — преодоление препятствий)

Триал представляет собой прохождение различных конструкций (из машин, бревен, бетонных плит и т.д.) на велосипеде. Триальщик должен как никто чувствовать свой велосипед и виртуозно управлять им, заставляя байк отрываться от земли и буквально взлетать на выбранное райдером место. Одно из самых главных качеств триальщика – развитое чувство равновесия: именно баланс помогает ему размеренно и плавно, с оточенной четкостью передвигаться на велосипеде по сложнейшим трассам, делая, на взгляд обычного зрителя, невозможное. Триальные байки относятся к классу ригидов, реже хардтэйлов. Эти велосипеды также должны обладать высокой надежностью и малым весом.

Кросскантри (CrossCountry — скоростная езда по пересеченной местности)

 Велосипеды для кросскантри — наиболее требовательный тип MTB, которому нужен малый вес, хорошее сцепление с грунтом (а значит, амортизация), высокая надежность и четкость работы оборудования. На кросскантри ставятся высшие группы оборудования и легкие рамы.

Активный отдых (Recreation)

На байках для активного отдыха совершают легкие прогулки за город, поездки в магазин и на работу. Специфических требований к ним не предъявляют, и поэтому ставят низшие и средние группы оборудования, отличающиеся невысокой ценой. Рамы Cro-Mo или Hi-Ten. В основном, это ригиды, но есть в этом виде и хардтэйлы. Такие велосипеды — наиболее массовый тип байков.

Конструкция горных велосипедов

МТВ разделяются на несколько категорий по типам амортизации:

— Двухподвес (Full Suspension) – это велосипед с задним амортизатором и передней вилкой с амортизатором.
— Софттейл (SoftTail) — байк с амортизирующей передней вилкой.
— Хардтейл (HardTail) — байк с амортизирующей передней вилкой.
— Ригид (Rigid) — полностью жесткий велосипед.

Что касается амортизации, то надо отметить, что существуют еще амортизаторы в подседельном штыре и выносе руля.

Самое главное в велосипеде

 Теперь после выбора направления маунтинбайкинга и класса самого велосипеда, предстоит решить самое главное – какая рама должна быть у байка вашей мечты. Ведь именно рама оказывает решающее влияние на ходовые характеристики велосипеда.

Рамы горных велосипедов делают из следующих материалов:

Hi-Ten (Hi Tensile) — высокопрочная сталь, это самый дешевый материал.
Cro-Mo (cromomolibden) — хромомолибденовые сплавы. Рамы из этого материала более легкие и жесткие, чем из Hi-Ten, но и более дорогие.
Alu (Aluminium) — алюминиевые сплавы. Этот материал позволяет сделать еще более жесткую, прочную и во многих случаях более легкую раму, чем хромомолибден.
Ti (Titanium) – титан — очень прочный материал, но в то же время мягкий, по сравнению, например, с алюминиевыми рамами. Это достаточно весомый минус, но, тем не менее, рамы из титана признаются самыми-самыми!
Carbon (углепластик). Рамы из карбона отличаются сверхлегкостью, и в то же время крайней неустойчивостью к нагрузкам при ударах и прыжках. Такие рамы стоят очень дорого (от 2000$), и поэтому используются либо профи, либо теми, кто может себе позволить замену самого байка.

Кроме материала рамы на ходовые качества велосипеда влияют также и ее геометрия. Вообще, геометрия рамы – это гордость брэнда, секрет фирмы, плод исследований десятка инженеров и конструкторов. Чертежи рам хранятся в строжайшей тайне, так же как и процесс производства.

Выбор размеров

Для комфортной и безопасной езды вам нужно правильно подобрать размер рамы (ростовку), седла, длину выноса.























Подбор размера рамы по росту
Обозначение Размер рам (дюймы) Для роста (см)
S (Small) маленький < 16 < 165
M (Medium) средний 16-18 165-180
L (Large) большой 18-20 175-200
XL (Xtra Large) очень большой > 20 > 190


При этом, естественно, человек, который собирается заниматься триалом, выберет себе раму меньшего размера, чем человек такого же роста, но собирающийся заниматься велотуризмом. Так что выбор размера рамы – процесс сугубо индивидуальный.

Также не стесняйтесь и не ленитесь проверить, подходит ли вам велосипед, и таким образом: поставьте велосипед между ног и попробуйте приподнять переднее колесо на 15-17 см над полом. Если сделать этого не удалось, то значит байк вам великоват. А если он поднялся на большую высоту, то, наоборот, мал.

Ценовой диапазон

1. до $300. В этой части ценового спектра не стоит рассчитывать на брэнды, какую-либо амортизацию и оборудование высокого уровня. Имеет смысл обратить внимание на байки фирм Merida, Triatlon, Atom, Rock Machine, Amulet, Olimpia, Ambition и т.д., чтобы получить более-менее приемлемый уровень оборудования. Рама скорее всего будет из стали Hi-Ten. Обода и резина самые простые.

2. $300-700. Здесь уже располагается оборудование более высокого уровня, с передней амортизацией, рамой из алюминия или хромомолибдена, хорошими ободами и резиной. В этой ценовой нише представлено очень много брэндов, таких как Sintesi, Hawk, Trek, GT, Giant, Wheeler, Scott, Rock Machine и т.д.

3. $700-1500. За такие деньги можно купить либо хардтейл с оборудованием высшего класса и/или очень хорошей рамой (например, из карбона), либо двухподвес.

1.4. $1500+. Эту нишу занимают топовые модели маунтин байков, с рамами из карбона и титана.

Итак, теперь осталось всего лишь выбрать себе что-то по душе, съездить (или отправить кого-нибудь) в соответствующий магазин и найти время на использование двухколесного друга по назначению. Удачи!


Дарья Гриневская
X-team.ru

Rambler's Top100