Подбор оборудования для лонгборда

Советы от магазина Гравити (пав.А22)

Существует множество стилей катания на лонгборде, и для каждого производится  специальное оборудование. Рассмотрим три основных стиля: круизинг, фрирайд и даунхилл.

Разберем, как правильно выбрать оборудование для каждого направления, на что влияет форма доски, размер подвески и жесткость колес, что такое бушинги и какова их задача.

Начнем с досок (decks).

Если ваша цель приобретения лонгборда – езда по городу, поездка в школу, институт, на работу, покатушки в городских парках или круизы по набережной – ваш стиль круизинг.

Размер досок для для данного стиля катания в основном варьируется от 28 дюймов (70,5 см) до 46 дюймов (116 см). Однако длина деки может достигать и полутора метров, все зависит от личных предпочтений райдера. Короткие доски по форме напоминают скейтборд или же выглядят как рыбка (28-32 дюйма) прекрасно подходят для маневренной езды по тротуарам, маневрируя среди прохожих, однако не так стабильны на скорости и не так хороши для катания на большие дистанции как более длинные доски. Наиболее популярные доски средних размеров (32-42 дюйма), они идеальны для городского круизинга. Чаще всего на улицах можно встретить райдеров именно с такими досками. Зачастую деки оснащены киктейлами (Kicktail — приподнятый хвост доски) для более разнообразного катания или имеют форму пинтеил (Pintail – зауженный хвост). Это традиционная форма досок, позаимствованная у серфбордов — прородителей лонгбордов. Доски более 42 дюймов отлично подходят для длительных расслабленных поездок, а так же идеальны для таких трюков как boardwalking, но не забывайте, что длинная доска довольно тяжелая  и не очень удобна при транспортировке.  Говоря о жесткости, необходимо знать, что чем жестче дека, тем стабильнее она на скорости и при поворотах, однако, на неровном покрытии ее может колбасить. Мягкие доски обладают свойством виброгашения на неровностях, а также занижают центр тяжести лонгбордиста.
Лонгборды для фрирайда предназначены для выполнения слайдов и других техничных трюков на спусках. Как правило, деки немного шире (8,5-10,5 дюймов) и жестче стандартных. Чем шире дека – тем комфортнее и увереннее чувствует себя райдер. Деки имеют в основном идентичную форму, за небольшим, различием в конструкции: Drop Platform и Drop Through. Drop Platform представляет собой конструкцию, когда подвеска крепится к доске традиционным образом. Drop Through – это конструкция, подразумевающая крепление подвески сквозь деку, что понижает центр тяжести райдера и упрощает толчок от земли. Фрирайд в России набирает обороты, так как в большинстве случаев многим любителям круизеров рано или поздно наскучивает однообразное катание и лонгбордисты начинают изучать различные трюки.
Еще один экстремальный и опасный стиль катания – даунхилл. Высокие скорости и опасные виражи — только для прогрессивных рйдеров. Размерные рамки досок для даунхилла невелики (37-43 дюйма). Короткие доски не стабильны на высокой скорости, а слишком длинные – не достаточно маневренные. Опыт американских любителей даунхилла подсказывает, что на этой сцене два главных действующих лица: деки конструкции Top Mount и, уже знакомые нам  Drop Through. Именно эти доски сейчас стали завозить в Россию для любителей скоростных спусков. Конструкция Drop Through, дает заниженный центр тяжести для лучшей стабильности на скорости. Деки Top Mount, позволяют совершать очень быстрые спуски, и, при этом, лучше контролировать лонгборд на поворотах.

Перейдем к следующей важнейшей части лонгборда – подвескам (Trucks).

На досках для круизинга обычно стоят подвески от 150 до 180 мм, в зависимости от ширины деки. Широкие подвески дают больше стабильности, однако не так техничны и маневрены. Подвески бывают со стандартным или обратным кингпином (Standard or Reverse Kingpin). Траки со стандартным кингпином можно увидеть и на любом скейте. Такие подвески дают доске больше маневренности. Однако, траки с обратным кингпином более предсказуемы на скорости. Угол наклона подвески для круизера составляет 50-52 градуса.

Вне зависимости от формы доски, все подвески для фрирайда имеют конструкцию Reverse Kingpin.

Различаются они только углом наклона, в большинстве случаев угол наклона составляет 40-45 градусов, что дает занижение центра тяжести, и, соответственно, больше стабильности. Однако, некоторые фрирайдеры, предпочитающие агрессивный стиль катания, выбирают подвески 50 градусов. Стандартная ширина фрирайдовых подвесок — 180 мм.
Подвески с обратным кингпином также идеальный вариант для даунхилла. Ширина траков варьируется от 180 до 195 мм. Углы наклона, как правило, меньше стандартных, так как, с уменьшением угла, подвеска становится менее маневренной и более устойчивой на скорости. Некоторые опытные райдеры ставят подвески с уголом наклона 20 градусов. Однако чаще всего любители даунхилла ставят подвески с углом от 40 до 50 градусов.
Подвески настраиваются с помощью резиновых втулок — бушингов (bushings), которые имеют различную форму. Чаще всего встречаются бушинги в форме конуса или бочки. Также бывают втулки приплющенной формы (например Venom Eliminator), они более широкие, за счет чего поставив эти более мягкие бушинги, можно сохранять стабильность и устойчивость подвески на скорости. Общие рекомендации по установке бушингов следующие: конус + бочка – это идеальное сочетание для круизинга или фрирайда, две бочки ставят любители даунхилла. По жесткости бушинги выбирают в зависимости от веса райдера. Средняя жесткость 80-85a.

Колеса (Wheels) также являются важнейшей частью лонгборда.

От размера, формы и жесткости колес напрямую зависит поведение лонгборда во время езды. Если кратко, чем больше доска — тем больше диаметр колеса. Маленькие колеса не ставятся на длинные доски для круиза, так как движение получается затруднительным и удовольствие от катания минимум. Большие же колеса не ставят на короткие доски, так как существует большая вероятность, что края доски будут соприкасаться с колесами. Любители шортбордов ставят специальные подкладки между декой и подвесками, чтобы избежать трения деки о колеса. Как правило, на длинных круизерах от 40 дюймов стоят колеса диаметром 70-75 мм, на доски от 34 до 40 дюймов – 68-72 мм, на деки меньше 34 дюймов – 60-67 мм. Помимо размера, так же важную роль играет жесткость колес. Жесткость колес варьируется от 75a до 100a. Наиболее верный способ рассчитать жесткость колес – исходить из веса райдера. Считается, что для круизинга при весе лонгбордиста до 60 кг жесткость колес составляет 78-80a, при весе 60-80 кг – 80-83a, при весе более 80 кг – 83-86a. Еще один немаловажный критерий при выборе колес – форма. Конечно все колеса круглые, однако если смотреть в профиль – существуют два типа колес – с ровными и закругленными краями. Колесо с ровными краями идеально подойдет для круизинга, однако слайдить с такими колесами проблематично, так что любители дрифта обычно ставят колеса с закругленными краями. Рекомендуются широкие колеса для стабильной плавной езды.

Что касается колес для фрирайда, в основном лонгбордисты ставят колеса 68-72мм для лучшего контроля над слайдами. По форме колеса имеют закругленные края для скольжения по асфальту. При весе фрирайдера до 70 кг жесткость колеса обычно составляет 78-83a, при весе 70-80 кг – 81-84a, свыше 80 кг – 82-86a. Рекомендуются не очень широкие колеса.

Любители даунхилла предпочитают колеса с ровными краями для лучшего сцепления с дорогой. Колеса, как правило, 70-75 мм диаметром, стандартный размер даунхилльного колеса – 72 мм. Что касается жесткости, стандартная жесткость колеса составляет 80a, однако некоторые райдеры, весящие более 80 кг ставят колеса жесткостью 83a для большей скорости. Традиционно по центру колеса расположено место крепления его с подвеской, однако колеса для даунхилла имеют нестандартное расположение места крепления с подвеской. Оно немного смещено для большей устойчивости и стабильности на скорости. Рекомендуются более широкие колеса.

Большое количество собранных лонгбордов, которые продаются в бордшопах, более универсальны и не предназначены для определенного стиля в чистом виде. Это дает возможность неопытному райдеру попробовать себя в разных направлениях и найти свой стиль. В дальнейшем, обладая знаниями по подбору оборудования и собственным опытом, лонгбордисту не составит труда подобрать необходимые ему подвески, деку или колеса, заточенные под конкретный стиль катания. Главное чтобы катание доставляло удовольствие и не приводило к травмам. Поэтому выбирайте качественное оборудование и не забывайте о защите!