Подготовка судна к зимнему хранению, консервация

(Продолжение статьи от 21.10.2016.)

Двигатель

Подготовка двигателя к зимнему хранению проводится в следующей последовательности. Меняется масло в картере и масляный фильтр у предварительно прогретого двигателя (4-тактные двигатели). Важно дать поработать мотору некоторое время после заливки свежего масла, чтобы оно успело смыть остатки выработавшей свой ресурс смазки с внутренних деталей. У всех подвесных двигателей и двигателей с угловыми колонками меняется трансмиссионное масло в редукторе гребного винта. Эту операцию стоит сделать даже на моторе с небольшим пробегом просто для того, чтобы убедиться в отсутствии воды в редукторе (в этом случае масло, слитое из редуктора, будет иметь белесый оттенок). 

Заливку в редуктор свежего масла очень облегчают следующие приспособления:

Затем двигатель заводится для промывки его системы охлаждения чистой пресной водой. Длительно эксплуатировавшиеся двигатели и двигатели, эксплуатировавшиеся в морской воде полезно промыть очистителем, удаляющим известковые отложения и отложения солей. Для промывки двигатель не обязательно опускать в емкость с водой, значительно проще подвести воду или очищающий раствор к водозаборным отверстиям с помощью специального приспособления:

Если предполагается холодное хранение, на завершающей стадии промывки в двигатель вместо воды подается раствор пропиленгликолевого антифриза, что гарантирует отсутствие проблем с замерзанием воды в системе охлаждения и в выхлопном тракте. Используйте для этих целей только нетоксичный пропиленгликолевый антифриз, поскольку его автомобильный аналог (на базе этиленгликоля) смертельно ядовит и при попадании в окружающую среду, наносит ей невосполнимый урон!

У бензиновых двигателей следует слить топливо из отстойников фильтров и карбюратора (там, где это предусмотрено) и дать двигателю окончательно выработать оставшиеся в системе капли бензина. Это предотвратит выпадение и смолянистых отложений на внутренних частях топливной арматуры. Как альтернативный вариант (и единственно возможный для впрысковых моторов) можно добавить в бензин стабилизатор топлива и дать двигателю поработать некоторое время на этой смеси.

Слив топлива из топливной системы дизельных двигателей во всех случаях не рекомендуется. Вместо этого следует дать дизелю поработать некоторое время на заведомо качественном чистом дизельном топливе с добавлением 10% масла для 2-тактных двигателей.

С топливным баком чаще всего поступают с той же, примерно, разницей – бак бензинового двигателя полностью опустошают (современные высокооктановые бензины портятся во время длительного хранения без добавления специальных стабилизаторов), а бак дизельного двигателя, напротив, заполняют топливом доверху, чтобы предотвратить накопление воды из-за конденсации паров влаги внутри бака (дизельное топливо значительно лучше переносит хранение). У четырехтактных двигателей необходимо проверить плотность антифриза во внутреннем контуре охлаждения с помощью ручного рефрактометра и поменять его при необходимости.

По завершении описанных операций внутренняя часть цилиндров двигателя и его наружные поверхности консервируются смазкой в аэрозольном баллоне. Смазку можно впрыснуть в воздухозаборное отверстие двигателя перед тем, как заглушить его, или же впрыснуть ее непосредственно в цилиндры, вывернув свечи зажигания. Воздухозаборные и выхлопные патрубки затыкаются промасленной ветошью. Гребные винты снимаются, а конусы или шлицы валов смазываются консистентной смазкой. Некоторые производители двигателей рекомендуют снимать на зиму резиновую крыльчатку насоса забортной воды, смазывать ее силиконовой смазкой или глицерином и хранить в тепле. В этой рекомендации есть здравый смысл, но на практике данному совету мало кто следует, предпочитая попросту менять крыльчатку при падении ее производительности в процессе эксплуатации (однако, во избежание попадания обломков неожиданно разрушившейся крыльчатки в теплообменник двигателя, лучше не дожидаться этого и менять крыльчатку один раз в два три года). Не забудьте также провести аналогичные процедуры в отношении двигателя автономного электрогенератора, если таковой имеется на судне.

Электрическая система

Пожалуй, единственный компонент электрической системы судна, который может быть серьезно поврежден зимой, это аккумуляторные батареи. Главный враг аккумулятора зимой – недостаточный заряд. Электролит слабо заряженного аккумулятора имеет низкую плотность и может замерзнуть в сильный мороз, вызвав повреждение пластин и корпуса аккумулятора. Наоборот, будучи полностью заряженными, современные кислотные аккумуляторы прекрасно переносят зимнее хранение. Таким образом, если убрать аккумулятор в тепло нет возможности, для подготовки батареи к хранению ее следует полностью зарядить и, для предотвращения повышенного саморазряда, очистить наружную поверхность от загрязнений. Периодическая подзарядка аккумуляторов (один раз в 1-1,5 месяца) еще больше увеличит их шансы на успешную зимовку. Помните, что данная рекомендация относится только к кислотно-свинцовым аккумуляторам (большинство используемых на лодках аккумуляторов), щелочные аккумуляторы должны храниться в разряженном состоянии.

Водопровод и канализация

Необходимо полностью слить воду из водопроводных шлангов, баков и бойлеров, после чего пропустить через систему раствор нетоксичного пропиленгликолевого антифриза, если предполагается холодное хранение. Сточная цистерна опорожняется и промывается раствором специального средства для сточных баков (можно использовать концентраты для биотуалетов), затем в неё также полезно добавить немного пропиленгликолевого антифриза. Унитазы, сточные шланги и насосы промываются раствором пропиленгликолевого антифриза, чтобы предотвратить замерзание оставшейся в них воды.

Тенты, паруса, такелаж

Паруса и тенты судов, эксплуатировавшихся на море, необходимо прополоскать достаточным количеством пресной воды для обессоливания, а при наличии загрязнений, в особенности грибковых пятен, вымыть с применением моющих средств. Тщательно просушите изделия из ткани, не оставляйте их на зиму даже слегка влажными во избежание образования грибковых пятен. Грибок во влажной среде развивается даже на синтетике, имеет свойство разрушать нитки и ткань и очень сложно удаляется. Прополоскать пресной водой полезно также тросы, блоки и иные детали такелажа. Резьбовые соединения необходимо разобрать, очистить, промыть от соли, высушить и заново смазать консистентной смазкой (хороша водостойкая белая тефлоновая смазка).

Обессолить, почистить и заново смазать надо также механизмы шкотовых и якорных лебедок, закрутки, иные устройства. Во избежание появления коррозионных пятен и разрушений, не рекомендуется хранить под открытым небом алюминиевый рангоут в соприкосновении с деталями из нержавеющей стали и в особенности заворачивать их на время хранения в плёнку, под которой, при хранении на улице, неизбежно образуется конденсат, усиливающий коррозию алюминия. Для предотвращения коррозионных разрушений от влаги полезно обработать алюминиевые детали и нержавеющие тросы специальным консервантом «Alu-Protect».

Интерьер

Подготовка к зимовке внутренностей судна заключается в откачке трюмной воды, уборке, мытье с последующей сушкой и удалении с лодки грязных вещей и пищевых продуктов. Дверцы шкафчиков и крышки рундуков надо открыть для лучшей циркуляции воздуха. Из этих же соображений полезно также приподнять матрасы и щиты настила пайола. Для сохранения плохо вентилируемых замкнутых пространств лодки сухими, полезно развесить тканевые мешочки с силикагелем. Это вещество активно и в больших количествах поглощает влагу из воздуха. В отличие от негашеной извести, силикагель безопасен и может использоваться многократно, так как после прогревания, к примеру, в духовом шкафу восстанавливает свои свойства. Во избежание появления грибка по возможности уберите в теплое и сухое место все съемные тканевые детали (диванные подушки, детали тента).

Отличной зимовки!

Телефон магазина: +7 (495) 780-32-01.

moreman.ru