Подготовка судна к зимнему хранению, консервация

Выполнение ряда несложных процедур перед постановкой судна на зимнее хранение позволит долгое время поддерживать его в исправном состоянии без значительных финансовых вложений. Все эти процедуры не сложны и обычно могут быть выполнены силами владельца судна или его команды. Ниже магазин МОРЕМАН (корпус Водный Мир, пав.М8) расскажет о том, какие действия необходимо предпринять для сохранения различных элементов и систем судна.

КОРПУС

Первая необходимая операция, это, конечно же, подъем из воды и мойка. Корпуса трейлерных лодок, хранящихся на суше и спускаемых на воду периодически, обычно требуют легкого мытья пресной водой с использованием «морского» шампуня или другого доступного мягкого моющего средства (к примеру,Универсальный лодочный шампунь «Boat shampoo»). Подобные средства хороши тем, что не смывают защитную пленку ранее нанесенного воска или полироля. Однако, чаще всего, к концу сезона большинство корпусов имеют загрязнения, требующие более «сильных» средств для очистки.

Загрязнения на корпусах лодок обычно можно разделить на две группы:

  1. Общие загрязнения (грязь, копоть и сажа от выхлопа, следы масел, рыбья кровь и т.п.) — с такими загрязнениями очень эффективно справляются следующие очистители на базе особо эффективных синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ):

    Ополосните корпус водой, налейте очиститель на мокрую губку, вымойте ею корпус и ополосните чистой пресной водой. «Сложные» загрязнения даже на старом выгоревшем и пористом гелькоуте легко удаляются перечисленными выше средствами в сочетании с абразивными губками и листами «Scotch Brite»:

    Однако не стоит использовать абразивные губки на новом глянцевом гелькоуте — для его очистки достаточно химических средств и мягкой поролоновой губки.

  2. Серые потеки от дождя, желтизна, ржавые потеки, коричневые пятна, темный налет вдоль ватерлинии,водорослевый налет, белесые известковые налеты, различные обрастания требуют специальных кислотосодержащих очистителей, которые, в свою очередь, делятся на очистители корпуса и очистители днища. Это такие очистители как:
  • Очиститель корпуса
  • Очиститель днища

Оба этих очистителя отлично справляются с перечисленными видами загрязнений, но очиститель днища более эффективен против водорослевых налетов, ракушек и прочих обрастаний. Это слишком «сильное» средство, поэтому применять его для очистки бортов выше ватерлинии не рекомендуется — для этого есть очиститель корпуса, в рецептуре которого подобраны более щадящие компоненты, не повреждающие глянец гелькоута или лакокрасочного покрытия.

Принцип использования и того, и другого очистителя одинаков — нанесите с помощью губки или распылителя на корпус или днище, равномерно распределите губкой по поверхности и дайте очистителю подействовать некоторое время (чем ниже температура, тем больше времени надо выдержать очиститель на поверхности). Обычно уже спустя пол минуты результат работы очистителя наглядно проявляется серые, желтые и прочие пятна на глазах пропадают, а корпус обретает свой начальный цвет (в большинстве случаев без необходимости оттирания пятен). Важно не допускать высыхания очистителя он работает только во влажном состоянии. После завершения очистки ополосните корпус чистой пресной водой. Если вам доступна мойка высокого давления — воспользуйтесь ей (исключение — деревянные корпуса)! Стойкие пятна могут потребовать повторной обработки, а стойкие пятна на старом гелькоуте, в порах которого грязь и желтизна держится очень прочно, — применения упомянутых выше абразивных губок или листов «Scotch Brite» в сочетании с очистителем.

Необходимо отметить, что оба данных очистителя не рекомендованы для очистки алюминиевых корпусов! Для судов из алюминия существует специальный очиститель:«Очиститель алюминия». Он также эффективно удаляет налеты вдоль ватерлинии, желтизну, следы водорослей и ракушек, белесость, но не вредит алюминию. Его с упехом можно использовать как для очистки поверхностей из чистого алюминия, так и для удаления налетов с окрашенных деталей из алюминиевых сплавов (к примеру, дейдвудов подвесных моторов и угловых колонок, гребных винтов). Однако и тут есть свое исключение — анодированный алюминий требует отдельного очистителя, который не повреждает защитный анодированный слой: «Очиститель анодированного алюминия». Но чаще всего анодированию подвергаются детали такелажа, элементы декора, трапы и т.п. аксессуары; корпус лодки, изготовленный из анодированного алюминия, — редкость.

Не существует средств, одинаково эффективно справляющихся с загрязнениями двух указанных групп, что обусловлено разной их природой, так что обычно осенняя мойка лодки подразумевает применение очистителей обоих типов (на базе СПАВ и кислотосодержащих).

Важный аспект — все перечисленные очистители специально разработаны для мойки лодок и, соответственно, в состав их входят вещества, поддающиеся биологическому разложению (прямое попадание остатков очистителей в водоемы недопустимо, но если что-то случайно попало в почву, большого вреда окружающей среде это не принесет, так как адсорбируется частичками почвы и в дальнейшем будет переработано микроорганизмами на безопасные для природы вещества). Различные бытовые очистители обычно менее эффективны и в большинстве своем не являются биологически разлагаемыми, — помните об этом, выбирая химию для мытья лодки!

После обработки корпуса перечисленными выше средствами он становится идеально чистым, но лишается защитной пленки воска или полироля. Если гелькоут старый и выгоревший — все его микропоры открыты для новой грязи и влаги. Чаще всего приходится оставить его в таком виде до весны, но если погода позволяет и окружающая температура не ниже +10 градусов, или же имеется возможность поместить лодку в теплый бокс, имеет смысл восстановить защитный слой еще осенью. Следующие полироли и воски надежно заполнят микропоры и трещины на поверхности корпуса и оставят после себя ровную глянцевую пленку, которая защитит от быстрого повторного загрязнения, проникновения в микротрещины и поры воды, а также от обесцвечивания и выгорания под действием ультрафиолета:

 

Для нанесения вручную используйте салфетки. Воск или полироль также можно нанести с помощью полировальной или эксцентриковой шлифовальной машины. Для того, чтобы защитный состав не перегревался и не скатывался в «катышки» следует использовать специальный круг для нанесения восков и косметических полиролей (жесткость поролона, из которого он изготовлен, и высота «пальцев» отличаются от кругов, используемых для абразивной/очищающей полировки).

Принип нанесения прост: нанести жидкий воск или полироль на участок поверхности небольшой площади (обычно не более 50х50 см), немного подождать его подсыхания и располировать до зеркального блеска. Избегайте нанесения защитного состава сразу на участки большой площади — его труднее будет располировать.

Удалите воду из корпуса. При необходимости вымойте его изнутри с одним из перечисленных выше очистителей на базе СПАВ. Просушите и укройте тентом. Полезно использовать специальные тенты-накидки для зимнего хранения, сшитые так, что не позволяют накапливаться снегу. Важно, чтобы ткань тента была хорошо обтятута и не хлопала на ветру по деталям судна — за время зимнего хранения в таких местах могут образоваться заметные потертости. Позаботьтесь, чтобы места контакта кильблока или трейлера с корпусом были равномерно распределены по всей длине судна и приходились на силовые элементы набора (шпангоуты, переборки) или участки корпуса, предусмотренные для этого изготовителем. Это предотвратит деформацию обшивки.

Ответ на часто задаваемый &вопрос о необходимости зимовки в теплом помещении звучит следующим образом: это полезно (в первую очередь для стеклопластиковых корпусов), но вовсе не обязательно. Правильно законсервированное судно с хорошим корпусом без вреда перенесет зимовку при минусовой температуре. Иное дело – стеклопластиковые корпуса с развитым осмосом или механически поврежденным гелькоутом, а также деревянные корпуса с поврежденным защитным покрытием, иными словами, корпуса, по каким-то причинам набравшие в себя воды. Зимовка в тепле им просто необходима, поскольку замерзшая вода, расширившись на  морозе, может вызвать расслоение и снижение механической прочности материала  корпуса.  Логично совместить такую зимовку с полноценным ремонтом  —  современные  ремонтные  материалы способны раз и навсегда устранить причины проникновения воды в дерево и стеклопластик. Обращайтесь — мы  подберем все, что необходимо для ремонта, применительно конкретно к вашему случаю.

Особая ситуация – зимовка судна во льду. Обычно, таким образом зимуют суда со стальным корпусом. В этом случае подготовка к хранению заключается в консервации двигателей, различных судовых систем, интерьера и т.д. (см. ниже). Работ по корпусу почти не производится за исключением разве что мытья. Особенностью судов, зимующих на воде, является необходимость консервации различных подводных патрубков забора и сброса воды. Важно, чтобы вода, замерзнув внутри патрубков, не разорвала их. Добиваются этого разными способами с учетом конструкции кингстонов (кранов), перекрывающих ток воды из патрубка во внутренний  трубопровод (при этом сам трубопровод консервируется обычным способом – сливом воды и заливкой нетоксичного пропиленгликолевого антифриза). Специальные судовые краны перекрывают воду непосредственно у заборного отверстия патрубка, не требуя дополнительной  консервации,  но  на  катерах  и  яхтах  часто встречаются конструкции с обычными шаровыми кранами, перекрывающими воду в 10-15 см от заборного патрубка, оставляя, таким образом, участок трубопровода, подверженный замерзанию и растрескиванию. Предотвратить это можно заполнением патрубка кусками вспененного полиэтилена или густым жиром. Применение антифризов и моторных масел также практикуется, но не может вызывать одобрение в связи с вредом, наносимым природе. Для зимовки судна на воде следует выбрать тихую бухту, залив, иное другое место, не подверженное зимним  подвижкам льда и весеннему ледоходу. Учтите сезонные колебания уровня воды, если таковые имеются в вашем регионе, чтобы во время зимней стоянки судно не коснулось дна, что чревато как повреждениями, так и примерзанием к грунту и последующим  затоплением во время паводка. Самое ответственное время для владельца судна, зимующего во льду, наступает весной. Теплое весеннее солнце активно нагревает корпус, который протапливает под собой лед, образуя своего рода «ванну». Из-за того, что у большинства лодок осадка носом обычно значительно меньше, чем кормой, а также из-за периодически оттаивающей и замерзающей воды в «ванне», судно может начать неравномерно «всплывать» во льду. К примеру, оттаявшая носовая часть поднимается, а корма все еще плотно «сидит».
Это может привести к разрушению  конструкций корпуса, отрыву или деформации рулей, гребных винтов и валов. Избежать подобного можно своевременной околкой льда вокруг корпуса. В местностях с устойчивыми зимними холодами околку начинают задолго до весны. Раз за разом периодически скалывая лед вокруг корпуса на небольшую глубину (теплопроводность слоя льда после каждой околки увеличивается и дополнительные слои льда намораживаются снизу, сохраняя  прочность ледяного покрова), можно добиться того, что вся подводная часть корпуса окажется на виду, что не только гарантирует спокойное оттаивание, но и позволяет даже выполнить необходимые сварные ремонтные работы.

Надувные  лодки  также требуют внимания перед помещением на хранение. Вымойте лодку чистой пресной водой с применением одного из очистителей на базе СПАВ (см. выше). Не используйте мойки высокого давления! Тщательно удалите грязь и песок из узких мест между баллоном и дном. Проблему могут составить   застарелые   пятна  и  загрязнения  рельефной поверхности надувных пайолов, не поддающиеся обычным очистителям. Для их удаления используйте специальный «Очиститель/косметический полироль для надувных лодок«. Его преимущество  в  том, что помимо  очистки он еще и оставляет на лодочной  ткани  защитный  слой, замедляющий повторное загрязненеие и предотвращающий деградацию ткани от выгорания. Важно не только добиться чистоты, но и полностью избавиться от запахов рыбы и пищи, способных привлечь крыс и мышей. Практика показывает, что голодные грызуны наносят «надувнушкам» самые сложные и дорогие в ремонте повреждения. После мытья лодку сушат в теплом помещении в надутом состоянии. Полезно при этом несколько раз накачать и спустить лодку, обеспечив, таким образом, удаление влаги из внутренних полостей баллонов. Хранить надувную лодку можно и при минусовой температуре, надо только предварительно сложить ее в тепле и дать вылежаться несколько дней в теплом помещении.

Не разворачивайте и не переупаковывайте холодную лодку – это может привести к образованию микротрещин в воздухонепроницаемом покрытии баллонов. Особенно это касается лодок из ПВХ-ткани. Лодку, хранящуюся в тепле, напротив, полезно несколько раз за зиму переупаковать так, чтобы новые сгибы ткани легли в стороне от старых, намятых во время хранения. Значительно лучше переносят отрицательные температуры лодки из хайпалона. Большим надувным лодкам, особенно лодкам с жестким днищем, частенько приходится зимовать на улице. Это не проблема, если надувной баллон лодки съемный (как, например, у многих лодок «Zodiac») и его можно убрать в тепло. В противном случае придется постоянно следить за давлением в баллонах лодки, поддерживая их накачанными, поскольку обмякший баллон начинает деформироваться, что на морозе приводит к образованию микротрещин.

Корпус уже ненового стеклопластикового катера, поднятый из воды после сезона эксплуатации на Волге. Выгоревший гелькоут с пористой поверхностью впитывает грязь и желтизну как губка. Удалить эти загрязнения бытовыми средствами бывает проблематично.

Наносим распылителем очиститель корпуса. Он действует мгновенно — течет по корпусу, оставляя после себя белые полосы чистого гелькоута.

На этой фотографии хорошо видно, как желтизна мгновенно пропадает в тех местах, куда попади капли очистителя

Окончательный результат — белый гелькоут без намека на желтизну (левее очиститель не наносился специально.

Отличной зимовки!

Телефон магазина: +7 (495) 780-32-01.

moreman.ru