Постановка на учёт и минимальное снабжение судна

Вы купили или собираетесь купить лодку, катер или иное плавсредство. Рано или поздно придётся узаконивать покупку в глазах государства. Магазин МОРЕМАН (корпус Водный Мир, пав.М8) постарался ответить на все самые распространённые вопросы начинающих судовладельцев.

В России обязательной регистрации подлежат любые лодки с мотором, независимо от мощности, моторные катера, а также все более или менее крупные гребные лодки, байдарки, плоты и прочие плавсредства. Освобождены от регистрации только военные и спортивные суда, катера и лодки, являющиеся табельным имуществом морских и речных судов, а также лодки общей массой не более 200 кг с двигателями мощностью до 10 л.с. Немного иная ситуация с правами на управление судном. Если регистрации подлежит почти всё, что плавает, то права нужны пока только для управления судном, оснащенным двигателем.

После регистрации судну присваивается бортовой номер, а владельцу выдаётся судовой билет. Это основной документ, подтверждающий право собственности на судно. Владелец обязан иметь его при себе при перевозке лодки и её эксплуатации. На основании судового билета судно в дальнейшем может быть снято с учёта и продано. Судоводительские права — второй основной документ судовладельца. Права обязательно надо иметь при себе при нахождении лодки на воде. Можно владеть лодкой, имея судовой билет, но не имея судоводительских прав. При этом управление можно доверить иному лицу, обладающему правами.

Большинство маломерных прогулочных судов в России (пассажировместимостью 12 и менее человек, валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн*, со стационарными двигателями мощностью менее 75 л.с., или с подвесными двигателями любой мощности) ставятся на учёт в Государственной инспекции по маломерным судам — ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам). ГИМС — своего рода ГАИ на воде с похожими функциями и полномочиями. ГИМС ставит суда на учёт, выдаёт судовые билеты, принимает экзамены и выдает судоводительские права (обучением могут заниматься независимые организации, а приёмом экзаменов и выдачей прав — только ГИМС). Эта же организация проводит ежегодный техосмотр судов и осуществляет контроль за соблюдением правил плавания. Более крупные суда (пассажировместимостью более 12 человек, валовой вместимостью более 80 регистровых тонн или со стационарными двигателями мощностью более 75 л.с.) подведомственны другим организациям — Речному и Морскому Регистрам и Судоходной инспекции. Процедуры регистрации, технического освидетельствования и получения судоводительских прав в них гораздо более сложные и дорогостоящие, поэтому владельцы больших по размерениям, но прогулочных по своему статусу судов, также, по возможности, стараются встать на учёт в более либеральную организацию — ГИМС.

Для постановки судна на учёт в ГИМС следует посетить инспекцию по месту жительства владельца (допускается также регистрация по месту стоянки плавсредства), запасшись документами, подтверждающими легальность приобретения судна и двигателя (если двигатель приобретен отдельно). Такими документами является кассовый чек, договор купли-продажи, товарная накладная, счет-фактура, технический паспорт изделия (если таковой имеется) с отметкой торгующей организации. Если покупается бывшее в употреблении судно (мотор), проще всего посетить инспекцию вместе с прежним владельцем, либо надо иметь при себе договор купли-продажи и справку, подтверждающую снятие судна (мотора) с учета ГИМС по месту предыдущей регистрации. Иногда, при попытке зарегистрировать импортную лодку или мотор, звучит требование предоставить копию Государственной таможенной декларации (ГТД). Это не обоснованно. Вполне достаточно номера ГТД, указанного в счете-фактуре, по которому заинтересованные государственные органы вполне могут определить легальность ввоза техники на территорию России.

В настоящее время инспекторы ГИМС отказываются ставить на учёт отдельно моторы (т.е. мотор без лодки). Таким образом, купив лодку, но не приобретя двигатель, можно не спешить бежать в ГИМС (если, конечно, вы не планируете эксплуатировать лодку без мотора). Вместе с тем, на одну и ту же лодку могут быть зарегистрированы несколько моторов. Не забывайте только, за каждый поставленный на учёт двигатель придётся платить налог, ставка которого существенно возрастает с увеличением мощности двигателя. Марка, мощность и заводской номер мотора вписываются в соответствующий раздел судового билета.

Как уже было сказано выше, можно владеть судном и мотором, но не иметь судоводительских прав, доверяя вождение сторонним лицам. Для самостоятельного управления лодкой придётся получить права. С этим в ГИМС, как и в ГАИ: обучение (многие инспекции практикуют, в том числе, и экстернат), сдача экзамена, сбор справок, получение прав**. Где и как можно выучиться, узнайте в ближайшей к себе инспекции. Телефоны местной ГИМС могут подсказать в региональной администрации или управлении МЧС (с некоторых пор ГИМС является структурным подразделением Министерства по чрезвычайным ситуациям). Как и в «сухопутных» правах, права на право судовождения имеют несколько категорий: моторная лодка, катер, гидроцикл. Ранее существовало также несколько «парусных» категорий. Теперь же «парусные» категории открывают далеко не все региональные инспекции — узнайте об этом в своем отделении ГИМС.

Итак, судовой билет и права на руках. Перед выходом на воду надо не только привести лодку в исправное состояние, но и доукомплектовать её необходимым снаряжением, после чего пройти в ГИМС технический осмотр (проводится раз в году в начале навигации). Что покупать? Главным руководством в этом вопросе служит судовой билет.

В cудовом билете, помимо разрешенной категории плавания, сведений о судне и его владельце, обязательно указывается минимальный перечень оборудования, которое владелец обязан иметь на борту. До сих пор нет некоего типового, единого для всей страны, перечня обязательного снабжения, что вполне объяснимо — условия плавания в разных регионах страны различные, и инспекторы заполняют судовые билеты, руководствуясь местной спецификой и собственным опытом. Тем не менее, попробуем привести список вещей, которые с высокой долей вероятности потребует иметь на борту ваш инспектор ГИМС.

  • Спасательные жилеты по количеству пассажиров на борту.
  • Спасательный круг с 30-метровым отрезком плавающего линя.
  • Бросательный конец: конец Александрова или бросательное кольцо с линем.
  • Весло (весла), багор-отпорный крюк или весло, совмещенное с багром.
  • Швартовные, буксировочные и якорные концы, якорь.
  • Звуковое сигнальное устройство (туманный горн).
  • Навигационные отличительные огни.
  • Средства пожаротушения (доступны повсеместно).
  • Водоотливные средства.
  • Аптечка (доступна повсеместно).
  • Ремонтный набор (комплектуется индивидуально в зависимости от конструкции судна и материала его корпуса).
  • УКВ-радиостанция.
  • Пиротехнические средства для подачи аварийных световых сигналов (доступны повсеместно в оружейных магазинах).

Имейте в виду, что речь идет о минимальном перечне оборудования, необходимом для прохождения лодкой ежегодного техосмотра. Отправляясь в плавание, трезво оцените его сложность и доукомплектуйте лодку в соответствии с предполагаемыми навигационными условиями. Вполне возможно, вам будет полезен спасательный плот, радиостанция, буй космической связи, световая отмашка, дополнительный якорь, иное другое оборудование помимо стандартного списка из судового билета. Кроме того, существует масса вещей, не влияющих напрямую на безопасность плавания, но повышающих степень комфорта, предохраняющих судно от повреждений, расширяющих его функциональные возможности. К примеру, очень редко приходится видеть в судовых билетах такую необходимую вещь, как кранцы. Между тем, это едва ли не первое, что стоит приобрести владельцу нового судна, ведь в отсутствии кранцев можно повредить борта своей и чужой лодки еще до выхода в плавание. Очень пригодится ручной или дистанционно управляемый прожектор. На каждом моторном судне будут полезны тахометр, указатель уровня топлива, счётчик моточасов. Отправляясь в дальнее плавание, есть смысл купить дополнительный топливный бак, хорошую воронку для отделения из сомнительного топлива грязи и воды. Всего не перечислить, да это и не требуется. Уверены, что каталог магазина МОРЕМАН послужит хорошим путеводителем в комплектации вашей лодки!

*Регистровая тонна — объемно-весовая единица измерения валовой вместимости судна. 1 регистровая тонна = 100 куб.футов = 2,83 м3.
**Для владельцев лодок с двигателями мощностью до 5 л.с. права не нужны.

Телефон: +7 (495) 780-32-01

moreman.ru