Российские альпинисты прошли легендарный Нос на Эль Капитане за 9:56:01

16 ноября 2016 московские альпинисты из команды АльпИндустрии (пав.Д18) Борис Егоров и Владимир Мурзаев прошли легендарный Нос на Эль Капитане в Национальном парке Йосемити (США) за рекордное для россиян время — 9 часов 56 минут 1 секунду. Сейчас парни продолжают осваивать новые стены в Америке и не исключают возможности улучшить время прохождения маршрута The Nose. А пока делимся рассказом спортсменов об удачной попытке.

Эль-Капитан (El Capitan) — гранитный монолит в Северной Америке, одна из крупнейших по величине горных вершин страны. Нос (The Nose) на юго-западном склоне Эль Капа имеет протяженность порядка 900 метров и представляет собой один из самых знаменитых во всём мире bigwall маршрутов, уже ставший классическим.

Впервые маршрут прошли в 1958 году, на это альпинистам Warren Harding, Wayne Merry и George Whitmore потребовалось 47 дней. Первое прохождение свободным лазанием осуществила в 1993 году легендарная скалолазка Линн Хилл (Lynn Hill). Рекорд по скорости прохождения маршрута принадлежит американцам Алексу Хоннольду (Alex Honnold) и Гансу Флорину (Hans Florine): в 2012 году они преодолели стену за 2:23:46.

Отправляясь в Йосемити в октябре, мы думали, что нам повезло попасть в район в сезон. Как оказалось, сезон здесь — это во много раз хуже, чем крымские стены на майских праздниках. Просто встать пораньше и прийти под стену первыми не работает. После заката можно наблюдать целые светящиеся гирлянды, развешанные по стене. Однажды мы насчитали целых 9 команд только на линии Носа (The Nose, 5.13+)! И трижды слезали с разных маршрутов из-за того, что упирались в очередь.

Несмотря на это, в первый приезд на Эль Кап нам удалось немного разлазиться на нижних веревках Салатэ (Salathé Wall, 5.13b) и разобраться в ситуации в долине в целом: найти душ, дешевое пиво и прикинуть возможности для «дикого» кемпинга. Когда вернулись на второй заход, народа стало поменьше, но в то же время световой день стал короче, и температура опустилась ниже. Сразу сходили East Buttress (5.10b) для разминки, следом долезли Salathe, для этого с вечера жумарили и ночевали на полке после трети маршрута.

Боря и Володя на маршруте East Buttress

Наконец, пришла очередь первой настоящей попытки сходить Nose. Стартовали не очень рано и, конечно, уперлись в связку, но нас любезно пропустили. Дальше, к нашему удивлению, никого не встретили. Первые 12 веревок до ночевки на El Cap Tower лидировал Вова, последние 2 питча лезли в темноте. Утром настала моя очередь лезть первым. На 26-й станции снова поменялись, и последние 2 участка долезал Вова.

Вова Мурзаев во время первой попытки восхождения на Нос

После прохождения каждой веревки лидер записывал, какое железо было использовано и делал пометки по тактике прохождения. Кроме лазательного снаряжения брали с собой 2 спальника, 2 легких однослойных пенки и дополнительную одежду для ночевки. Всё поместилось в два 40-литровых рюкзака, один на плечах у страхующего, второй — у него же болтался снизу, как баул.

В перерыве между попытками прохождения Носа парни разминались на маршрутах в пустыне Моаб в штате Юта

Перед второй, предположительно скоростной, попыткой пришлось сделать значительный перерыв, так как на стене опять начались столпотворения. Мы каждый вечер ходили считать фонарики. Наконец, решили стартовать. Под стеной были в 4:30. Начали по темноте. Двигались по тому же плану: первые 12 веревок Вова, потом я. Но на 25-й станции, где у нас должна была быть смена, всё-таки уперлись в очередь из двух связок. Поначалу нас не хотели пропускать, но мы убедили ребят, что освободим участок через 15 минут, и получили зеленый свет. Меняться было некогда, и мы продолжили движение. Уже через 5 минут мы освободили маршрут. Собрались на промежуточной станции, посмотрели на секундомер и решили, что есть шанс выбежать из 10 часов. Поднажали — успели! Итоговое время оказалось близким к нашим самым оптимистичным прогнозам. На вершине мы были в 14:30. Оставалось много времени, чтобы до заката спокойно собраться и не спеша спуститься.

На часах время прохождения — 9:56:01

Каждую веревку мы отсекали по времени. Теперь у нас есть информация к размышлению: как и где можно ускориться. Думаю, скинуть 3 часа от нашего времени вполне реально. Учитывая опыт первой попытки, на вторую мы взяли только необходимое снаряжение. Постоянно доставали или убирали в рюкзак лишнее, так, чтобы у лидера было только то, что нужно на данном участке. Двигались так же, как и на соревнованиях: если быстрее лезть — лезли, если начинали притормаживать — сразу ИТО. Эту попытку мы лезли с одним рюкзаком. Брали на всякий случай две половинки коврика для экстренной ночёвки, предполагая, что она может случиться на вершине. Благо, последние веревки совсем простые — можно и в темноте долезать.

В целом Nose оказался проще, чем тот же Salathe. А сравнивать всю эту гранитную глыбу с другими стенами, которые мы лазили раньше, бессмысленно: техника сильно отличается. Даже сейчас, после нескольких маршрутов в Йосемити и прохождения большого количества щелевых маршрутов в штате Юта, я не могу сказать, что уверенно себя чувствую во время лазания. Всё-таки лазание по фейсу на известняке гораздо привычнее.

Подробнее отчет можно посмотреть здесь

Телефон магазина: +7 (495) 780-32-16.