Во спасение горых лыж

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. «ОПЕРАЦИЯ НА СЕРДЦЕ»

99 процентов горнолыжников рано или поздно сталкиваются с самой неприятной и раздражающей «травмой» снаряжения — глубокими царапинами и вырванными «с корнем» кусками скользящей поверхности лыж. «Ножом по сердцу» — так сами горнолыжники называют подобные повреждения. Стальная арматура, «вылезшая» из склона, расположенного в городской черте, острый камень на ободранной до основания кавказской трассе — частые причины испорченного прекрасного дня, а то и целого отпуска. Однако, даже самый тяжелый случай поддается восстановлению и лечению. Но если вы хотите качественного лечения и быстрого восстановления — обращайтесь к профессионалам.

  1. Диагностика. «Классический» случай: вырванный вместе с основанием — кусками стекловолоконной оплетки и деревянного клина, обширный кусок полиэтиленовой скользячки. Сильно поврежден стальной кант, который фактически выбит из своего места в теле лыжи. Кататься на такой лыже больше нельзя.
  2. Очистка раны и подготовка операционного поля. Необходимо очистить место, которое будет ремонтироваться и удалить куски болтающихся нитей стекловолокна, деревянных сколов, заноз и т.п. С помощью стальной линейки и дизайнерского ножа следует обрезать травмированное место так, чтобы у «раны» были ровные края. Для этой цели очень хорошо подходят специальные вырубки, имеющие определенные формы. На этом же этапе из старой лыжи, а еще лучше из специального «ремонтного» полиэтилена вырезается заплатка «в размер».
  3. Острой стамеской, скальпелем удаляются все излишки скользячки и окончательно зачищается основа, на которую будет монтироваться «заплатка».
  4. Дрелью со специальным алмазным кругом вырезается кусок поврежденного канта. Не пытайтесь сделать это простой бытовой ножовкой — сталь из которой сделан кант «по зубам» только алмазу. Обязательно обрезайте кант под углом — вмонтированный новый кусок в этом случае будет лучше держаться. Аккуратно извлеките вырезанный кант из тела лыжи.
  5. Очищенная от заноз, лишнего полиэтилена, с удаленным кантом «операционная зона».
  6. Из старой лыжи вырезаем «с запасом» кусок канта, подходящего по размерам и сечению.
  7. Подгонка «протеза» под размер и привинчивание его шурупами. Идеальный вариант — прикручивать шурупами кусок канта уже приклеенный к основе клеем «Момент». Это удлиняет процедуру, но улучшает ее качество. Дрелью с алмазными насадками стесываются «заподлицо» головки шурупов.
  8. Если вы надеетесь на временный ремонт — лишь бы докатать до конца отпуска, то можно приклеить заплатку «Моментом» предварительно продезинфицировав место бензином или слабым растворителем. Однако, если вы располагаете временем и желанием сделать ремонт качественно на 100%, чтобы потом на лыже можно было откатать еще не один сезон — необходимо воспользоваться специальными клеями, которые очень дороги и «водятся» только в специальных ремонтных мастерских.
  9. Прижать и подогреть — необходимые условия качественного приклеивания.
  10. Специальным рубанком снимаются излишки полиэтилена и производится черновое выравнивание поверхности.
  11. Шлифовка скользящей поверхности лыжи кантов возможна и в домашних условиях, но лучше все-таки ее делать на фирменных станках: и быстрее и качественнее.
  12. После замены и шлифовки кант как новенький. Попробуйте найти место ремонта!
  13. Заплатка стала составной частью скользящей поверхности. И хотя она может выделяться  по цвету, это ее единственное отличие. Операция проведена успешно, больной будет жить!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. «МЕСТНАЯ АНАСТЕЗИЯ»

Ремонт царапин

  1. Диагноз. Глубокие царапины на скользящей поверхности вряд ли смогут испортить вам отпуск и превратить ваше катание в муку, и все же — если такие «мелочи» не «лечить», они очень быстро превратятся в крупные неприятности: сколы полиэтилена, коррозия внутренней начинки, разрушение лыжи «изнутри». Итак, диагноз — мелкие и крупные царапины (доходящие до внутренней начинки лыжи).
  2. Очистка и дезинфекция раны. Острым ножом срезаются полиэтиленовые заусенцы, выступающие за скользящую поверхность. Напильником, или любым другим предметом с острым наконечником из царапины вычищаются остатки старого парафина, мази, заусенцов. «Дезинфекция» места операции слабым растворителем (лучше всего — фирменным, имеющим специальную для этого концентрацию).
  3. Лечение раны. Существует несколько способов лечения царапин, заплавление их новым полиэтиленом.  а) «Скорая помощь». Этот способ вполне можно применять в горах, во время отпуска, «на коленках». Для этого необходимо взять с собой в поездку палочку специального ремонтного полиэтилена (его можно купить в горнолыжных магазинах). Эта палочка поджигается и льющимся жидким полиэтиленом заделывается царапина. Очень важное условие при этом — палочку необходимо держать непосредственно около поверхности лыжи, и полиэтилен не должен гореть ярким, жарким, красным пламенем! Только тусклым синим! Иначе, место заплавки растрескается и выкрошится. Не забывайте, покупая полиэтилен, что скользящие поверхности бывают разные — содержащие большое количество графита (черного цвета) и не содержащие — белого. Соответственно вашей скользячке, подбирайте ремонтный материал! б) Другой, не менее эффективный способ лечения — с использованием полиэтиленового порошка. Им засыпается царапина, потом кладется сверху специальная пленка и «бутерброд» проглаживается утюгом. Растекаясь под воздействием тепла расплавленный порошок очень хорошо заполняет все полости царапины. Кроме того, при этом способе гарантированы «совмещение тканей» — скользячки и ремонтного материала, а также — температура ремонта, которая регулируется утюгом. в) «Оружие массового лечения» — пистолет для заливки царапин. Встречается редко, только в специализированных мастерских, так как довольно дорог. Фактически годится при всех случаях заболевания, а результаты — самые лучшие.
  4. Результаты заливки свежим полиэтиленом. Хорошо видны следы от воздействия пистолета. Совсем не видны царапины.
  5. Предварительная шлифовка поверхности. Годится для завершения работ в походных условиях. Выполняется, в самом лучшем случае, двумя напильниками: крупным — для снятия лишнего полиэтилена и мелким — для шлифовки. После этой операции на лыже уже можно кататься. Но, для тех, кто по настоящему дорожит своим снаряжением и хочет, чтобы оно выглядело идеальным, мы рекомендуем чистовую шлифовку.
  6. Чистовая шлифовка скользящей поверхности. Делается только стационарно, на специальных станках, хорошими мастерами. Результаты проведенного лечения — на лицо, то есть — на лыже, чья скользящая поверхность стала как новенькая и еще долго-долго будет вам служить верой и правдой.

    Ремонт выдранных креплений

Очень часто при падениях вперед ногами, после вылетов с крутых бугров, на большой скорости горнолыжник врезается пятками лыж в снег. Нормальная реакция креплений старых моделей или плохо отрегулированных новых — вылететь из тела лыж вон, выдрав вместе с собой шурупы, на которых они были установлены. Тяжелая травма с возможными осложнениями… Хорошим исходом считается если с креплениями выдраны только шурупы, а не куски самой лыжи. Потому что, тогда уже никакое лечение не поможет — только в морг, то есть — на помойку. Но не будем о грустном! Представим себе, что все обошлось и перед нами легкий случай — крепления выдраны, но сама лыжа уцелела, а у ее хозяина есть горячее желание поставить те же крепления обратно, на ту же лыжу.

  1. Диагноз. Крепление вырвано, но отверстия от установки более- менее ровные, без сколов пластика и глубоких трещин. 
  2. Расверливание отверстий. Старые отверстия, оставшиеся от прежней установки могут быть в микротравмах — трещинах, сколах, заусенцах. Если устанавливать крепления на тоже место, используя шурупы большего размера резьбы, то результат будет непредсказуем. Мы советуем, в качестве первого шага лечения, рассверлить отверстия с использованием специального сверла. Кроме того, желательно использовать специальный шаблон, который не позволит сверлу уйти вбок или проделать отверстие насквозь.
  3. Результат рассверливания. Отверстие точно посередине, края ровные.
  4. «Операционный шов». Заделка отверстий специальными заглушками. Установка креплений на место. Полиэтилен — материал, из которого должны быть сделаны заглушки, забиваемыев новые отверстия не коррозирует, не гниет, достаточно вязок для того, чтобы держаться в теле лыжи намертво. Заглушки можно сделать и самим, но лучше использовать фирменные — они точно соответствуют размеру сверла и сделаны из идеального для этой операции материала. Для лучшего эффекта необходимо использовать клей — можно «Момент», но лучше — фирменный. После установки заглушек необходимо подождать пока застынет клей и только тогда (от полутора часов до одних суток) ставить ваши крепления заново, на прежнее место.
  5. Успешное протезирование — залог долгой жизни. После такой операции на лыжах можно кататься. Они фактически не поменяют своих свойств. Но, все-таки необходимо помнить, что «искусственное — не живое» и места установки ваших креплений немного, но все же ослабли. Поэтому — поосторожней с крутыми буграми и полетами вперед ногами.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. «ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ»

Третья часть нашего рассказа о ремонте и настройке горных лыж посвящена подготовке горных лыж к хранению летом. После окончания сезона самое время залечить «старые раны», позаботиться о том, чтобы лыжи были приведены в порядок. Это необходимо сделать, так как несложные профилактические процедуры продлевают полноценную жизнь лыж. Благодаря этому через полгода вам не придется прибегать к более сложному ремонту из-за небольшого пятнышка ржавчины на канте, оставшегося после зимы.

  1. Прежде всего необходимо тщательно очистить скользящую поверхность лыжи и канты от старой смазки, грязи и ржавчины. Сразу оговоримся, что делать это необходимо в «стационарных» условиях, а именно — в специальных мастерских. Необходимо это по следующим причинам. Во-первых, качественно отшлифовать «скользячку» и канты можно только на станке. Во-вторых, после шлифовки на станке скользящую поверхность и канты следует обработать специализированным растворителем с составом и концентрацией, которые идеально подходят для поверхности лыж.
  2. После шлифовки и очистки поверхности и кантов растворителем необходимо отциклевать скользящую поверхность, а затем — отполировать тканью «фибратекс» для снятия микрозаусенцев.
  3. Обработка скользящей поверхности парафином производится специальным утюгом с терморегулятором и специальным гранулированным парафином. Эта профилактическая мера необходима для того, чтобы залить микротрещины в поверхности, очистить ее от старых слоев парафина и смазки, насытить «скользячку» парафином, уберечь полиэтилен от высыхания. Гранулы раскладываются по всей поверхности лыжи и затем проглаживаются утюгом. Следите за тем, чтобы растекшийся парафин не начал слишком дымить, это будет говорить о том, что вы используете слишком горячий утюг.
  4. Циклевка излишнего парафина. Эту операцию необходимо делать еще до того, как парафин застыл. Это поможет более качественно удалить старую смазку.
  5. У большинства современных горных лыж скользящая поверхность представляет собой смесь полиэтилена с графитом для улучшения свойств скольжения. В процессе эксплуатации графит вытирается из скользящей поверхности. Проблему можно решить, обработав скользящую поверхность специальным парафином с графитовыми добавками. Действия такие же, как в пункте 3 и 4. Если нет гранулированного парафина, то можно использовать целый кусок, предварительно расплавив его о горячую поверхность утюга и залив им всю «скользячку» ровным слоем. После проглаживания утюгом поверхности — циклевка.
  6. Защита кантов от коррозии с помощью парафина и «поглотителя ржавчины». Перед окончательной обработкой поверхности лыжи парафином необходимо позаботиться об обработке и консервации стальных кантов. С помощью шлифовки на станке с них была удалена ржавчина, но чтобы она не появилась в процессе летнего хранения, необходимо обработать канты специальным «поглотителем ржавчины». Затем возьмите в руки кусочек парафина, тщательно натрите им всю поверхность канта. После финишной «горячей» обработки поверхности лыжи этот парафин растает и, покрыв канты, надежно защитит их от коррозии.
  7. Окончательная заливка парафином успешно консервирует лыжу в межсезонье. Выполняется точно так же, как в пункте 3. Только после того, как вся поверхность лыжи залита слоем парафина, она не зачищается циклей.

Подобные меры по профилактике и предупреждению коррозии, высыхания лыж основательно укрепят их здоровье, помогут им хорошенечко отдохнуть летом, а уж лыжи потом вам отплатят преданностью и надежностью на зимних трассах.

А. Козлов
Журнал «Лыжный Спорт»

Rambler's Top100